В итальянской культуре XIII-XIV вв на фоне еще сильных византийских и готических традициях стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Поэтому этот период его истории назван Треченто или Проторенессанс. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из Европейских стран. Необходимо напомнить, что в других странах Европы еще продолжаются "средние века", готический стиль главенствует во всей красе, то в Италии уже, начинается становление новой эпохи. Треченто существует только в Тоскане и Риме. В Итальянской культуре переплетались черты старого и нового. "Последний поэт, средневековья" и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери создал итальянский литературный язык, а живописец Джотто ди Бодоне - новую школу живописи.
Родился в Колле де Веспиньяно близ Флоренции в крестьянской семье Джорджо Вазаре, знаменитый архитектор, живописец и историк искусств приводит в своем труде "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" такую легенду. Мальчик Джотто пас овец и пока те щипали траву, рисовал их на камне. Мимо проходил Чимабуэ (родоначальник нового стиля живописи). Пораженный даром ребенка, живописец принял его в свою мастерскую. По всей видимости его поразило, что Джотто использовал натуру для работ, в то время как остальные рисовали по памяти, строго следуя канонам. Есть несколько версий как Джотто попал к Чимабуэ и из них слудует, что он был его учеником, что однако вызывает у некоторых его биографов сомнения. Предполагают, что Джотто живший в Риме в начале 14 века мог учится у Каваллини (поклонника позднеантичной живописи). Затем художник работал во многих городах Италии: В Падуе он написал фрески для капеллы дель Арена, во Флоренции - цикл фресок для капелл Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче, жил в Милане, а с 1329-1333 - в Неапале (работы не сохранились). В 1334 поселился во Флоренции и жил там до самой смерти, занимаясь архитектурой.
Наиболее известные фрески Джотто в капелле Дель Арена, построенной банкиром Энрико Скровеньи.
Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Помещенье кажется просторным и светлым благодаря фрескам с их сияющими красками и ясностью форм. Роспись посвящена жизни Марии, матери Христа и самому Христу.
Фрески в капелие - логически связанный рассказ из 38 сцен. Фигуры изображены на фоне пейзажа с элементами архитектуры. Образы естественны, человечны, сдержаны, лица несколько однотипны, детали скупы. По сравнению с искусством Европы Джотто отбросил их далеко назад. Его фигуры имеют не только объем, светотени и пропорции, но и твердо стоят на ногах, в то время как у художников Европы плоские, вытянутые, статичные фигуры, висящие в воздухе. Джотто выразительно использовал язык жестов, движений, передавал разные оттенки человеческого чувства. Ввел в традиционную систему росписи новые сюжеты, например "Возвращения Иоакима к пастухам", "Сон Иоакима".
Самая известная из подуанского цикла фреска - "Поцелуй Иуды". Джотто точно передал настроение момента. Взметнувшееся копье и факелы тревожно натянутые луки. Два лица в профиль - Христа и Иуды - свидетельствуют о напряженности момента, поединок добра со злом, предательства и благородства. В этой фреске Джотто достиг невиданных психологических глубин. Кроме нее известны фрески: "Бегство в Египет", "Встреча Марии и Елизаветы". Архитектурные работы Джотто - начал строить кампанилу (колокольня) - стройную прямоугольную башню с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых еще долго сохранялась в итальянской архитектуре, собора Санта-Мария дель Фьоре в 1334 году. Колокольня больше известна как Башня Джотто, хотя заканчивали ее другие мастера. Кроме того достраивал собор Санта-Мария дель Фьоре вместе с Пизано. Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекло к себе большое внимание и в последующие века.
Данте родился и жил во Флоренции. Его родной город, в те годы самый передовой в Италии рос и богател. В борьбе с князьями-феодалами и римским папой он завоевал свободу и независимость. Но, богачи, захватившие власть в городских коммунах, боролись между собой и жестоко притесняли народ, а последние в свою очередь ненавидели их и делали попытки добиться прав для себя. В этой борьбе Данте не был сторонним наблюдателем, за его мужественную позицию горожане избрали Данте в городское самоуправление. Но в последствии сторонники папы одержали верх и Данте был изгнан из города. Больше он никогда не был в родном городе. Умер Данте на чужбине в городе Ровенна в 1321 году.
Всю жизнь Данте писал стихи, когда он только начинал свой путь поэта народный итальянский язык не был в чести у стихотворцев. Он предпочитали древнюю латынь, на которой народ почти не говорил. Но Данте смело провозгласил свое право и обязанность говорить и писать на родном языке.
В стихах и прозе поведал о своей любви к Беатриче и назвал книгу "Новая жизнь". А в изгнании создал философское сочинение "Пир", в котором выразил мечту о тех временах, когда люди будут жить без раздоров и воин.
Все последние годы Данте писал поэму, которую он назвал "Комедией". Потомки назвали ее "Божественной комедией", чтобы выразить свое восхищение перед созданием Данте.
Данте взял привычный средневековый сюжет. Он изобразил себя путешествующим по аду, чистилищу и раю в сопровождении поэта Виргилия. Поэма Данте очень сложно построена. В каждой части - "Ад", "Чистилище" и "Рай" 33 песни. Каждая часть кончается одним и тем же словом "звезды". Но язык, поэта, вмещенный в эти жесткие рамки, живой, в нем бушует стихия народной речи. Необыкновенно богатыми под пером Данте становятся строгие и точные строфы - терцины, для этого нужно было владеть всем богатством языка. Используя его безграничные возможности - словарь, ритмы, музыкальность, - Данте выразил в поэме обуревавщие его мысли о судьбах родной страны.
"Божественная комедия" - величайшее произведение национальной итальянской культуры. А.С. Пушкин, не раз упоминавший в своих произведениях имя Данте отнес "Божественную комедию" к гениальным произведениям мировой литературы.
В XV веке искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы изманистической светской (т.е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Слену и Пизу. Фроленцию времени называли "цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого он произошла и величию которого подражает". Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние на городские дела оказали несколько богатейших семей. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба закончилась в конце 14 века победой банкирского дома Медичи. Его глава, Казимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланжело.
Александро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445-1510), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи, посещал мастерскую замечательного скульптора и живописца Верроккью, где сблизился с Леонардо, который так же был учеником Верроккью.
Его имя стало известно благодаря картине "Поклонение волхвов" (1476 год), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине были изображены три поклонения некоторых правителей Фроренции. Ботичели стал работать при дворе Медичи. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, то есть обобщения изображений с помощью условных приемов-упрощения формы, цвета и объема, пользовались большим успехом в кругу высокообразованных флорентийцев. В искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров раннего Возрождения преобладала личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний художник прошел сложный и трагический путь творческих исканий - от поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом возрасте.
Его знаменитые картины зрелого периода "Весна" (около 1477-1478 годов) и "Рождение Венеры" (1483-1484 годов) навеяны стихами выдающегося гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая картина "Весна", написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. На фоне темной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковер. В глубине композиции Венера в народном платье стоит в меланхолической задумчивости. Ее окружает обязательная свита: амур с луком парит над ее головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. На переднем плане Весна или богиня Флора, в венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко, что еле касается босыми ногами земли. В левом углу - фигура юноши, которым обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий объединяет композицию в единое целое, создает утонченную цветовую гармонию. Художник применил архаичный для своего времени прием - тончайшую штриховку золотом некоторых деталей. Хотя картина пронизана музыкальным ритмом танца и трепетом линий, но все же чувствуется свойственный Боттичелли оттенок грусти, холодноватой отрешенности. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Более непосредственно воспринимается картина "Рождение Венеры", не столь сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую на большой раковине. "Лодку" подгоняют к берегу летящие бог и богиня ветра. На берегу Венеру поджидает нимфа, которая спешит накинуть на ее плечи светло-малиновое покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развиваемые ветром волосы Венеры, и это придает ее женственному облику что-то неземное. Явление божества, далеко от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных и светлых красок. В начале 90-х годов XV века в творчестве Боттичелли произошел решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманитарную культуру. Боттичелли с его жадным интересом к политической жизни и страстностью религиозных исканий мучительно метался между гуманитарной ренесанской культурой художественного кружка при дворе Медичи и призывами к аскетизму Саваролы. В поздний период творчества Боттичелли предпочитал писать на религиозные сюжеты трагического характера. К ним относятся две картины "Оплакивание Христа" (около 1500 года). Одна из самых известных картин того времени - так называемая "Покинутая"" (около 1490 года): У запертых бронзовых ворот в громадной стене сидит девушка, закрывшая лицо руками, - олицетворение безнадежности, одиночества, трагедии судьбы.
Две небольшие узкие створки с изображением Марии и архангела Гавриила, заключенные в старую раму, составляют единую композицию "Благовещения" - самого значительного произведения итальянской живописи XV столетия. Неповторимый почерк великого флорентийского художника Боттичелли сразу же угадывается в одухотворенной трепетности линий, в нежном лиризме образов. "Благовещение" - поздняя работа Боттичелли, она исполнена, очевидно, в 90-х годах XV столетия, когда мироощущение художника было надломлено социальными потрясениями, происходившими во Флоренции. Художник создает образы, полные смятения и экзальтации. "Благовещение", обычно изображавшееся как радостный светлый праздник, видится художнику как полное драматизма событие: в нервных линиях фигуры Марии, в движении ее рук, в складках одеяния - во всем заметен отпечаток сильной взволнованности. Узкий формат створок сжимает фигуры, а низкий срез темной панели мешает им выпрямиться. По-видимому, обе створки являлись частями небольшой алтарной иконы, возможно полиптиха. Имеется предположение, что находящиеся в собрании Государственного Эрмитажа две аналогичные по размерам картины с изображением св. Иеронима и св. Доминика также являются его частями.
Боттичелли умер в нищете и забвении. Его творчество заново открыли лишь в середине 19 века так называемые перерафаэлиты - группа английских художников и писателей, избравшим своим идеалом итальянское искусство до Рафаэля.